Совещание по актуальным вопросам состояния и развития потребительского рынка «Торговля: вчера, сегодня, завтра»

 

Профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления Елена Дворядкина 3 апреля 2019 г. приняла участие в совещании по актуальным вопросам состояния и развития потребительского рынка «Торговля: вчера, сегодня, завтра». В приветственном слове Елена Дворядкина отметила, что: «На любом этапе развития экономики вопросы развития потребительского рынка всегда будут иметь особенное значение. Это тот уникальный вид деятельности, с которым связана и жизнь человека, и функционирование предприятий сферы услуг, а также развитие городов и регионов.

ElenaBorisovna1

Проводимое сегодня мероприятие, посвященное различным актуальным вопросам функционирования развития потребительского рынка и торговли, объединяет в стенах Уральского государственного экономического университета и представителей органов государственной власти и местного самоуправления, и представителей общественных организаций, а также торговых организаций.

ElenaBorisovna2

Сегодня перед нами поставлены масштабные стратегические задачи, в предстоящие годы, как известно, мы должны совершить настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере. Прежде всего, чтобы обеспечить благополучие и новое качество жизни граждан России. И, конечно же, в этих процессах, одним из локальных драйверов является потребительский рынок. На любом этапе развития экономики торговля будет иметь особое значение, особенно, в регионах и муниципальных образованиях с точки зрения развития малого бизнеса, индивидуального предпринимательства, с точки зрения развития самозанятости населения».

Модератором мероприятия выступила Светлана Островская, заместитель министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. В своем выступлении об основных тенденциях развития потребительского рынка Свердловской области она отметила, что оборот розничной торговли Свердловской области за 2018 год составил 1 130 млрд рублей. По словам спикера, в 2018 году произошел прирост инфраструктуры — появилось 257 магазинов и 19 торговых центров.

Среди задач Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области на ближайшую перспективу были выделены:

  • Развитие многоформатной инфраструктуры торговли.
  • Повышение качества и безопасности пищевых продуктов на потребительском рынке.
  • Развитие торговли в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах.
  • Расширение кооперационных связей.
  • Повышение уровня торгового обслуживания.

«Цель стратегии развития потребительского рынка Свердловской области до 2035 года — сформировать благоприятную среду для удовлетворения потребностей граждан и субъектов предпринимательской деятельности как фактора, определяющего ключевую роль потребительского рынка в социально-экономическом развитии Свердловской области», — сказала Светлана Островская.

Министр агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области Дмитрий Дегтярев добавил, что по обороту розничной торговли Свердловская область занимает 5 место в РФ и 1 место в УрФО.

Сергей Лобанов, заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товара и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли РФ, рассказал о практике применения законодательства о торговле и тенденциях регулирования торговой деятельности в РФ.

«В ходе конференции подтвердилась гипотеза о том, что наблюдаются перекосы регулирования разных форматов торговли, вследствие чего одни форматы получают рыночную силу и диктуют условия для поставщиков. Мелкий бизнес не в состоянии развиваться и представлять альтернативу федеральным сетям. По нашему убеждению, право на развитие без искусственных ограничений должны иметь все возможные форматы в рамках своей уникальности. Экономическая активность и востребованность покупателями должны быть критериями существования тех или иных бизнесов, а никак не полевые политические решения власти», — отметил Сергей Лобанов.

Вице-президент НП «Опора», президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов в своем докладе рассмотрел вопрос повышения конкурентоспособности и эффективности малого ретейла.

Виктория Агапова, управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Урал-Поволжье пивоваренной компании «Балтика», обозначила ключевые риски для малого ритейла, которые несут непродуманные и избыточные региональные законодательные инициативы. Она обратила внимание участников совещания на важность для предпринимателей такого инструмента, как оценка регулирующего воздействия и привела Свердловскую область как пример одного из успешных регионов применения такой практики.

Представители крупных операторов розничной и мелкооптовой торговли рассказали о трендах развития розничной торговли.

Маргарита Дементьева, менеджер по развитию франчайзинга ООО «Метро Кэш энд Керри», назвала следующие из них: кофе с собой, хлебобулочные изделия, промо-акции, расширение ассортимента прикассовой зоны, кэшаут (возможность снять наличные в кассе магазина при покупке товара).

Кроме того, к тенденциям развития продуктовой розницы отнесли: снижение покупательской способности населения; ужесточение контроля со стороны государства; активную экспансию федеральных сетей; магазины у дома и дискаунтеры становятся наиболее перспективными форматами продуктовой розницы; население все больше привыкает к собственным торговым маркам.

Ludy