Исследование динамики населения муниципальных образований Свердловской области

Доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления Глумов Антон представил результаты исследования динамики населения муниципальных образований Свердловской области на круглом столе «Муниципальное неравенство: риски и новые вызовы» 22 июня 2021 года.

Уже на протяжении ряда лет ключевым направлением исследований в УрГЭУ является новая индустриализация. При переходе от теоретического к прикладному аспекту этих исследований необходимы ответы на ряд актуальнейших вопросов. Один из них - где живут люди, откуда они приезжают или куда уезжают, в каких территориях, соответственно, можно/нужно размещать производство? 

Доклад Глумова Антона был посвящен как раз ответам этот вопрос.

В ходе исследования был проведен анализ миграции населения муниципальных образований Свердловской области за последние десять лет (2011-2020), который позволил сделать следующие выводы.

59 муниципальных образований из 73 (68 городских округов и 5 муниципальных районов) Свердловской области теряли население в период с 2010 по 2020 годы. Это 81% муниципальных образований Свердловской области.

Соответственно, население только 14 территорий прирастает. Из них 11 территорий входит в Екатеринбургскую агломерацию.

В Екатеринбургской агломерации лидерами по росту населения в абсолютных показателях является Екатеринбург (+140,7 тыс. чел., или рост на 10,2%), в относительных – Верхняя Пышма (+20,2%) и Среднеуральск (+17,9%). При этом имеется 5 территорий, в которых зафиксирован отток населения: Первоуральск (-4,6%), Полевской (-4,4%), Ревда (-1%), Дегтярск (-0,2), поселок Уральский (-0,9).

За период с 2010 по 2020 год население Свердловской области увеличилось на 3,2 тыс. человек, или на 0,07%, составив 4,3 млн.чел. При этом произошли значительные внутрирегиональные миграционные процессы. Население малых городов, не входящих в Екатеринбургскую агломерацию, снизилось на 157 766 чел., а население Екатеринбургской агломерации выросло на 161 004 чел.

В рамках исследования была проведена экстраполяция количества жителей каждого из муниципалитетов до 2030 года, а это тот временной горизонт, на который рассчитаны многие документы стратегического планирования в России. Но с учетом того, что для науки данный период до 2030 года представляется краткосрочным, также была осуществлена экстраполяция до 2050 года.

Экстраполяция миграционных тенденций до 2030 и 2050 годов позволила сделать следующие выводы.

Численность населения Свердловской области вырастет к 2030 году до 4,33 млн.чел. (на 0,7% по сравнению с 2020 годом) и до 4,35 млн. чел к 2050 году (на 1,06% по сравнению с 2002 годом).

Значительно вырастет доля населения, проживающего в Екатеринбургской агломерации – с 50,18% в 2020 году до 53,3% в 2030 году и 60,95% в 2050 году.

К 2050 году отдельные муниципальные образования потеряют значительную часть своего населения. Это Гаринский городской округ (-91,4% населения по сравнению с 2020 годом), Махневское муниципальное образование (-83,7%), Слободо-Туринский муниципальный район (-57,5%), Волчанский городской округ (-53,7%) и т.д. 

Описанные выше тенденции ставят ряд вопросов цивилизационного характера не только перед региональными, но и федеральными властями, поскольку сжатие обитаемого пространства страны в еще большей степени может актуализировать дискуссию геополитических оппонентов о необходимости «поделиться» частью территории и ресурсами России.

К сожалению, в трудах отечественных ученых (Зубаревич Н.В., Трейвиш А.И., Нефедова Т.Г.) лишь фиксируется и описывается факт неравенства, но не предпринимается попыток предложить какие-либо решения. Поэтому считаем необходимым вынести на обсуждение ряд мероприятий, которые должны быть приняты для исправления ситуации.

1. Публичное озвучивание проблемы. В стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года территориальные диспропорции не выделены в качестве проблем.

2. Придание данному вопросу статуса «стратегичесский» вместо «социально-экономического». при такой формулировке будут приниматься уже совсем другие решения, чем если бы ставилась стандартная задача социально-экономического развития.

3. Уход от екатеринбургоориентированной системы развития Свердловской области. Вся система развития региона является екатеринбургориентированной. Крупнейшие проекты реализуются в административном центре, мероприятия проводятся здесь же, региональные власти находятся здесь же. Это путь наименьшего сопротивления, и он привел к тем тенденциям, о которых мы говорим сегодня.

4. Проведение комплекса научных исследований, которые позволят обосновать принимаемые решения и позволять ответить на ряд важнейших вопросов, например, а сколько стоит решение проблемы оттока населения?

5. Любые принимаемые решения должны сочетать демографические инициативы. Это должна быть система экономического стимулирования для лиц, проживающих или приезжающих в отдельные территории, определенные правительством Свердловской области.

6.Определение приоритетов пространственного развития. Скорее всего, все 94 муниципальных образования сохранить не получится. Поэтому финансовые и административные ресурсы должны направляться на меньшее количество потенциальных точек роста.

В качестве заключения необходимо отметить, что СССР развивался за счет мегастроек, мегапроектов. Так вот повторное освоение территории региона – это и есть одна большая мегастройка. Это как раз то, что нужно экономике для осуществления неоиндустриальных преобразований. Территория нашего региона и других регионов является основным ресурсом для крупных проектов. Единственное, что нужно – научное обоснование, т.е. привлечение ученых к обоснованию принимаемых решений и политическая воля. 

IMG 0229

IMG 0234

IMG 0239

IMG 0241